Сезонность в Японии отражается практически на всех сферах жизни людей. Вместе со сменой сезонов приходит и смена продуктов на прилавках магазинов и блюд в меню ресторанов. Это связано с тем, что большая доля овощей и фруктов — товары собственного производства: доля местных продуктов в этих категориях достигает 80%, позволяя использовать импорт в качестве дополнительной меры наполнения рынка. Для овощей, кстати, эта цифра даже больше — это приводит к тому, что импортные овощи по большей части отправляются на переработку, где страна происхождения имеет меньшее значение. Благодаря своему географическому положению — протяженности вдоль разнообразных климатических зон, Япония имеет возможность производить широкий ассортимент продуктов сельского хозяйства в достаточном для страны объёме. Не многие знают, например, что на юге Японии прекрасно вызревают ананасы, а на севере выращивают достаточное количество яблок, чтобы наполнить прилавки магазинов не только внутри страны, но и за рубежом. Кроме того, сами японцы в подавляющем большинстве отдают предпочтение местным продуктам, что не может не радовать местных производителей.
Так как территории Японии, прямо скажем, очень ограниченные, то и стоимость производимых продуктов часто выше, чем у экспортных товаров-заменителей. Контроль качества продукции и упаковка — это те вещи, в которых японцы действительно преуспели. Их неуемное желание в превращении каждого ингредиента в самостоятельный продукт неминуемо приводит к повышению добавочной стоимости на него. Поэтому иногда — особенно перед гендерными праздниками — супермаркеты начинают походить на музеи. Но тут, как говорится, лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. Могли бы вы рассматривать в качестве подарка на день матери пару манго в праздничной упаковке стоимостью более 5000 иен или черешню в праздничной упаковке в той же ценовой категории, где ягодки разложены отдельно друг от друга подобно дорогому швейцарскому шоколаду?
Особую любовь японцы испытывают к клубнике, и, надо сказать, небезосновательно. Сезон клубники начинается примерно в конце февраля и продолжается до начала июня. Как и во всем мире, в Японии обозначился тренд на органические продукты, поэтому клубника, выращенная внутри страны без применения стероидных препаратов, особенно востребована. Ближе к лету на прилавках появляются традиционные сладости с клубникой, а для настоящих любителей всегда есть возможность посещать фермы, где можно не только увидеть, как растет любимая ягода, но и вдоволь ей наесться, сравнивая вкусы разных сортов в режиме реального времени.
Об одной из таких небольших ферм хотелось бы рассказать отдельно. Место под названием Farmers Concierge находится в полутора часах езды на машине от Токио в городе Минамибосо (префектура Чиба) на побережье Токийского залива и Тихого океана. Это одна из так называемых «придорожных станций», где путники могут отдохнуть, пообедать в одном из ресторанов, отведав местные деликатесы, и обязательно купить сувениры. Стоить заметить, что Минамибосо — лидер по количеству подобных придорожных станций, что делает путешествие по этой области особенно увлекательным. Минамибосо — настоящий город-курорт, очень популярный среди японцев. Сюда приезжают заниматься сёрфингом, хайкингом, любоваться цветами, собирать фрукты мушмула (по-японски — «бива») и лакомиться свежей рыбой в многочисленных ресторанчиках в бухте.
Будучи весьма типичной для Минамибосо придорожной станцией Farmers Concierge находится неподалеку от побережья океана. Путешественники зачастую оставляют здесь свои автомобили и отправляются гулять на берег любоваться водными просторами или подниматься на маяк неподалеку. А потому очень популярна и здешняя небольшая клубничная ферма. Как правило, чтобы попасть на подобную ферму, требуется предварительное бронирование. Зачастую сюда приезжают веселыми компаниями с семьей и друзьями, хотя некоторые любители клубники оформляют членскую карту и получают ряд привилегий, недоступных разовым посетителям, — таких, как свободное бронирование времени на презентацию нового сорта клубники.
Сеанс посещения теплицы длится не более 30 минут, в течение которых посетители могут съесть столько ягод, сколько успеют. Как только попадаешь внутрь, просыпается азарт и уже трудно остановиться, хочется найти самую большую и вкусную ягоду. Не зря японцы называют этот процесс «ичиго гари» — охота за клубникой. И сначала кажется, что 30 минут — ничтожный отрезок времени, не стоивший тех денег, которые были за него заплачены, но уже через 10 минут становится ясно, что в подобном ограничении есть смысл. На пятнадцатой минуте объевшиеся посетители уже готовы покинуть теплицу, обещая себе больше никогда не есть клубнику. Остальное время уходит на то, чтобы с важным видом расхаживать по теплице изображая из себя великого ягодного сомелье, изучая таблицы сравнения сортов по выраженности вкуса, аромату и сладости.
Несмотря на то, что Farmers Concierge — не самая крупная ферма, ассортимент представленных сортов не оставит равнодушным никого: от привычной красной до белой клубники, от мелкой до невероятно крупной, от приторно сладкой до слегка кислой.
К слову, в Японии существует традиция есть клубнику со сгущенным молоком, поэтому при входе в теплицу каждый посетитель получает маленькую пластиковую баночку со сгущенкой. Даже в магазинах, когда наступает пик сезона клубники, и прилавки наводняют коробки с яркими красными ягодами, где-то рядом непременно будут стоять коробочки с тюбиками сгущенки.
Кроме «охоты на клубнику» в Японии можно охотиться практически на любой фрукт, будь то «бива», которой знаменит Минамибосо, яблоки, сливы и даже дыни, но наибольшей популярностью пользуется именно клубника. Впрочем, желающие могут сходить и на охоту за овощами. А те, кто хотел бы глубже погрузиться в фермерские будни, могут даже поработать непосредственно на ферме. За отдельную плату, конечно. Многие россияне, проводившие детство в деревне у бабушек и дедушек, быть может, скажут, что смешно платить за то, что им было так ненавистно в детстве — за работу на огороде. Однако, для высоко урбанизированной, но так тяготеющей к общению с природой Японии опыт работы на ферме становится одним из новых трендов современных развлечений.