Эффективность данного подхода сложно оценима, однако бытовые трудности, с которыми приходится сталкиваться рядовым гражданам налицо. Снимая квартиру для временного проживания сотрудника, компания, как правило, руководствуется принципом доступности и цены, если это не какой-то очень заслуженный сотрудник. При этом средний размер жилья в расчете на одного человека составляет 20–25 квадратных метров плюс санузел. Считается, что сотрудники, только начинающие вести трудовую деятельность, должны терпеть подобного рода неудобства, так как они в начале своего жизненного пути в компании.
Как вы уже хорошо знаете, у японских предпринимателей с изобретениями не очень, зато у них хорошо получается докручивать существующий товар и предложить рынку совершенно новый продукт. Часто кажется, это никому не нужно и вряд ли будет иметь спрос, но на деле мы видим совершенно другую картину.
Почти на каждом шагу любого населенного пункта в Японии с легкостью можно найти популярные среди иностранцев магазины コンビニエンス・スト, или «конвиниет стор», которые японцы в присущей им манере сокращать (в силу проблем с произношением некоторых звуков) называют «конбини». Это небольшие магазинчики с широким ассортиментом товаров ежедневного потребления — от готового питания до бытовой химии и предметов одежды первой необходимости вроде носков и трусов. Конбини, как правило, работают 24 часа в сутки и являются спасительным оазисом для студентов и одиночек, которые по той или иной причине не обременяют себя готовкой. Ну а в очень маленьких населенных пунктах это подчас единственный магазин в округе, до которого можно добраться без автомобиля.
Ассортимент готовой еды, представленный в конбини, не ограничивается сэндвичами или разнообразными закусками: здесь можно найти порционные салаты, отварные куриные грудки, готовые блюда с рисом, лапшу, вареные яйца и многое другое. Большая часть подобных продуктов выпускается под собственным брендом каждой сети конбини.
Обычно в конбини предусмотрено все для того, чтобы покупатели могли с комфортом питаться: любое купленное блюдо могут подогреть и упаковать с собой, либо его можно съесть тут же за небольшими столиками, а если вы покупаете лапшу быстрого приготовления, то ее тоже можно употребить, так сказать, не отходя от кассы — чайники с кипятком стоят тут же. В более просторных магазинах иногда оборудованы небольшие кафетерии, где можно подзарядить телефон и перекусить немного комфортнее.
Японская упаковка — это отдельная, очень большая тема, на которую можно говорить бесконечно. Японцы возвели упаковку на какой-то недостижимый уровень — почти отдельный вид искусства, хотя эта упаковка и формирует очень большой объем мусора, в чем японцы отдают себе отчет, но ничего не могут с этим поделать. Обычно японская упаковка не только красива, но и чрезвычайно удобна. Одним из ярких примеров является упаковка онигири (рисовые треугольники с начинкой). Тут главное четко следовать инструкциям и действовать последовательно. Дело в том, что нори (водоросли) и сам рис разделены слоем пленки, чтобы, когда вы вздумаете полакомиться своим онигири, нори была хрустящей. Простая и практичная упаковка разработана таким образом, что вам надо потянуть за 2 конца упаковки — и произойдет чудо: рис встретится с нори!
Горячие и холодные блюда подаются в специальных упаковках, по вашему желанию в зимнее время года в пакет могут положить специальный теплый пакетик, который будет поддерживать температуру вашего блюда. Наиболее яркими представителями сетей комбини в Японии являются известные на весь мир сети 7-Eleven, Lawson, Family mart. Примечательно, что первые две компании изначально основаны в Соединенных Штатах, но, снискав широкую популярность на территории Японии, были выкуплены японскими предпринимателями.
Помимо комбини к услугам тех, у кого нет возможности готовить — большое количество разнообразных лавочек по продаже о-бенто — упакованным порционным обедом. Наполнение о-бенто может быть самым разным — от классического риса с темпурой или кусочками курицы до лапши с карри. В данном сегменте конкуренция не менее ожесточенная, чем, скажем, в сегменте ресторанов. Подобные лавки популярны не только среди одиноких японцев, но и среди семей. Бенто в них недорогие, готовятся непосредственно в момент продажи, ассортимент шире, а уставшая после работы мать семейства может купить только «гарнир» — а рис быстро приготовить дома (рис здесь — основное блюдо). Надо сказать, японцы любят экспериментировать и постоянно вводят новые позиции. Например, ветчина темпура, которая появилась сначала в одном месте, но уже спустя пару недель распространилась повсеместно.
Учитывая культурные и социальные особенности Японии — с поздними браками, бизнесменами, часто живущими и работающими вдали от семей — местный бизнес ориентируется на одинокого потребителя, у которого нет возможности готовить полноценные обеды или ужины, а каждый игрок на рынке выдумывает всё новые идеи, чтобы привлечь потребителя качеством, разнообразием или уровнем сервиса.