Для начала, в качестве напоминания, — серия подсказок из моих предыдущих текстов. (На мой взгляд, эти четыре подсказки помогут заведению и его владельцу избежать ненужных трат и заодно дадут возможность оценить подчиненного, в обязанности которого входит организация фотосессий с едой с последующим выкупом изображений у фотографа.) Итак…

Ярослав Фролов

— Фотограф приглашается не по имени или известности, а по работам

— Фотографа лучше всего выбирать через тестовую съемку

— Фотограф, работающий без светового оборудования, стоит не более тарелки супа, которую он снимает. Для таких целей дешевле и правильнее нанимать фудблогеров.

— Фотограф с зонтичным оборудованием с вероятностью близкой к 100 % бесполезен для получения вменяемой, иными словами, оплачиваемой картинки.

Ну а теперь подсказка № 5

Очень часто меня спрашивают про стоимость услуг по съемке блюд. Тут, как всегда, все зависит от технического задания, и нет смысла даже пытаться хоть как-то попробовать контролировать или понять процесс ценообразования. Но чаще всего это связано с временными затратами. И логично было бы заказы по съемке еды в заведениях привязывать к рабочему времени фотографа, иными словами — к «почасовке».

Только есть одно очень важное «но». Если кухня во время фотосета «ловит запару» или по иным субъективным обстоятельствам не отдает блюдо на съемку, то ситуация, конечно, повлечет за собой увеличение времени съемки и гонорара фотографа. А кухня — сложный организм. И настроена она не на фотографа, а на гостя, который пришел в заведение. При условии почасовой оплаты работы фотографа, за что отдавать деньги? За то, что фотограф сидит и ничего не делает.

Ну а теперь представим себе обратную ситуацию, которую кухня может смоделировать в ответ на простой фотографа, а именно — отдавать блюда со скоростью, превышающей возможность фотографа снимать. Ну и чтобы тот почувствовал не просто скорость, а еще и привязку к деньгам за все блюда, которые станут непригодными к съемке из-за медленной работы, фотограф заплатит из своего кармана по их официальной стоимости в меню.

Мое мнение: в смете должны фигурировать только количество блюд и композиций с блюдами, но никак не почасовая оплата. Кухню и заведение надо уважать, с ними всегда можно договориться о скорости. И нужно помнить, что их работа сложнее и зависит от огромного количества факторов. Ну и далее, чтобы было понятно: если фотограф умеет думать и считать, то именно его задача настроить рабочий процесс так, чтобы ни себя, ни кухню не доводить до «запары» и оптимально быстро заработать свои деньги. Советую очень серьезно подумать, прежде чем нанимать фотографа с почасовой оплатой — скорее всего, ему нет дела до вашего заведения и его кухни.

Подсказка № 6

Очень часто происходит путаница в понятиях, поэтому хотелось бы дать несколько простых и доступных определений.

Фудфотограф — это мастер, специализирующийся на съемке еды. Это может быть съемка сырых продуктов или же блюд в ресторане, пирожков в пекарне или выстраивание сложных рекламных кадров. Но, в любом случае, это специалист, постоянно, ежедневно работающий с едой. Да, разумеется, как фотограф он может нажимать на кнопку камеры, снимая свадьбу, портрет или вашу собачку с весьма средним результатом. Верно и обратное: фотограф-свадебщик может снять еду тоже с очень средним результатом — просто будет жать на кнопку. Если и бывают исключения, то я их не знаю.

Фудстилист — человек, отвечающий за то, как в кадре у фудфотографа будет выглядеть еда. Его территория — тарелка, блюдо, подача или рекламная композиция с блюдами, там он полновластный хозяин и волшебник. В случае съемки в ресторане, например, — это шеф-повар, бренд-шеф или су-шеф. Он на съемке занят именно тем, что собирает блюдо или контролирует его отдачу. Это его работа. Иногда (и очень аккуратно) опытный фудфотограф может залезть в тарелку и чуть подправить положение ингредиентов для улучшения кадра, и еще реже он предлагает переделать или модернизировать подачу. Но по личному опыту могу сказать, что лучше обо всех нюансах и недочетах блюда говорить вслух, это влияет на результат фотосессии в лучшую сторону. Иногда такие обсуждения приводят к изменению в подаче и улучшению внешнего вида еды.

Пропстилист — человек, отвечающий за подбор аксессуаров и предметов, которые попадут в кадр. Именно на его совести ложечки, вилочки и салфеточки. Очень часто фудстайлингом называют именно процесс украшательства пространства вокруг тарелки. Я даже в рекламах мастер-классов фудфотографов встречаю путаницу в этих ключевых моментах. Если они не знают разницы или смешивают понятия, то как они дают мастер-классы — загадка.

Чаще всего фудфотограф совмещает на съемочной площадке функции фотографа и пропстилиста, что дает хороший результат, позволяя экономить съемочное время к радости обеих сторон.

От себя добавлю, что предпочтительнее все вопросы, касающиеся стиля съемки, ракурсов и состава композиций, проговаривать заранее, формируя техническое задание и контролируя периодически его во время съемки. Поэтому…

Подсказка № 7

Если фудфотограф на съемке работает не через монитор ноутбука, например, то вы очень сильно зависите от степени доверия к этому специалисту. Ведь контролировать или хотя бы оперативно просматривать отснятый материал — часть работы представителя заказчика. Более того: то, что видит фудфотограф в окуляр камеры, то, что показывает ему мини-экранчик камеры и то, как выглядит кадр на экране ноутбука или на мониторе, — три большие разницы. Именно такой контроль позволяет принимать решение относительно того, снято это блюдо или нет, продолжать съемку или закончить с предыдущим. Только ресторан как покупатель может принимать такое решение, иначе его, может быть, придется принимать в конце съемки, просматривая весь материал. Но тогда сложнее будет что-либо переделать или доделать. Ну а если решение о покупке кадров принимается уже в момент передачи кадров, то это более чем странно, ибо процесс съемки закончился и чтобы что-то исправить, требуются новая съемка и затраты.

Подведу итог

  • Оплата услуг фотографа должна строиться, исходя из количества блюд, композиций с блюдами и не быть почасовой
  • Фудфотограф — мастер, снимающий только еду, это его специализация фудстилист это шеф-повар, бренд-шеф или су-шеф; пропстилист — чаще всего фудфотограф или отдельный специалист, не касающийся блюда
  • Контроль работы фудфотографа оптимально производить через монитор его ноутбука или иное устройство вывода кадров.