Новый пост нашего постоянного автора Елены Львовской о трудных буднях петербургских ресторанов.

***

Я стою у входа в ресторан и выслушиваю, как какая-то тетка в грязном розовом пальто орет на меня, не особо стесняясь в выражениях. В этот момент на моем лице — выражение участия и смирения. Я знаю, что ей это нужно, но в этот самый момент мой мозг усиленно пытается переварить информацию и решить, как же выкрутиться из ситуации, в которой ни я, ни кто-либо из моего персонала виноватым не является.

В последнее время на нашем постсоветском пространстве мы так стараемся быть радушными и гостеприимными, что периодически забываем о чувстве собственного достоинства и уважении к делу, которым мы занимаемся. Мы все прекрасно помним, если не из личного опыта, то из рассказов наших старших товарищей, как посетителей выгоняли из ресторана, как протирали вонючей тряпкой стол перед самым лицом, как хамство было в порядке вещей, и вот теперь мы, работая в сфере услуг, постоянно пытаемся доказать обратное и расписаться (желательно кровью) под сакраментальной фразой: «Гость всегда прав». А я вот хочу о крамольном — отнюдь не всегда гость и прав.

Так вот, ситуация следующая: барышня поставила утром свой автомобиль на воображаемой парковке возле бизнес-центра, где находится вверенный мне ресторан, и в течение дня ее подпирают две машины. Один водитель благоразумно оставляет свой номер телефона, второй оказался более хитрым и телефон не оставил. Первый же совмещает свое благоразумие с работой курьера на моем предприятии. В итоге девушка выехать не может, мой курьер на доставке в Сестрорецке, она вопит на меня при гостях, размахивая диктофоном и угрожая написать на всех возможных ресурсах пасквили о моем ресторане. Я с трудом пытаюсь увязать у себя в голове ее неправильную парковку и кухню нашего заведения, но отчетливо понимаю, что крови эта дама мне может попортить немало… Самое интересное, что все это время мои сотрудники настойчиво предлагают ей помощь в выезде, наливают воды, успокаивают, извиняются и всячески посыпают голову пеплом. Мне же невообразимо хочется дать ей подзатыльник и отправить на курсы вождения, дабы она не отвлекала меня от непосредственных обязанностей.

***

Я переписываюсь по поводу предстоящего мероприятия. Последнее время это уже становится стандартной историей: гостям недостаточно общаться с просто представителем ресторана, обязательно нужен банкетный менеджер, а если уж и он не разрешает свои алкоголь и торт, то нужно обязательно дойти до директора. То, что правила у нас едины, хоть банкет принимает уборщица, хоть генеральный директор, объяснить гостю практически нереально. Я искренне считаю, что отказывать гостю нехорошо, поэтому я в сотый раз рассказываю о достоинствах нашего кондитерского производства (без жутких эпитетов в отношении альтернативной продукции, которую пытается притащить мой оппонент) и пытаюсь предложить заказать у нас торт. Самое забавное случается обычно непосредственно на мероприятии, когда в какой-то момент вышеуказанная продукция появляется на столе у заказчика и официант с выпученными глазами начинает сервировать попавшие к нам обманом продукты. Все эти слова — что это наше лицо, что мы несем ответственность за нашу еду и не хотим, чтобы гости ели что-то непонятное у нас в ресторане, — на гостя не действуют. И вот я выхожу к столу, где именинник радостно погружает в очередной раз ложку в несъедобное изделие, и пытаюсь решить для себя, чего я хочу больше: чтобы они просто ушли или чтобы злополучный торт им снился ближайший месяц ночами…

***

Поймите меня правильно, есть огромное количество чудесных, воспитанных и вежливых гостей, ради общения с которыми я просто лечу на работу! Есть такие, которые благодарны, внимательны, становятся родными и близкими. Есть просто сложные, недовольные или капризные гости — им нужно больше внимания, больше ласки, они хотят почувствовать себя особенными, и я это все прекрасно понимаю, моя задача — им это все дать! Но есть моменты, когда гости переходят некоторую черту, требуют «крови», и тут мне мечтается, как я окажусь когда-нибудь, например, в обувном магазине, а обслуживать меня будет вот именно эта барышня в розовом пальто…