boris

Лауреатом WHERE TO EAT 2014 в номинации «Ресторанный критик» стал человек-загадка: постоянный автор интернет-портала Allcafe.ru, долгие годы сохраняющий инкогнито и подписывающийся лаконично — «Борис».

— Почему вы выбрали для себя именно такое занятие — ресторанный критик?

— Не выбирал. Не мечтал. Не хотел с детства стать космонавтом, как дядя Гагарин. Еще в 2007-м активно протестовал против такого определения моей деятельности, как «ресторанный критик». Вторая половина этого словосочетания настолько дискредитирована… Когда я наблюдал, что и как делают вокруг люди, называющие себя критиками, менее всего хотелось становиться в их ряды и делить с ними свои же обидные слова. Со временем оказалось, что можно стоять в стороне от «мейнстрима», стыдного для меня, оставаясь верным своим правилам. И только тогда, для удобства поиска, для определения рода деятельности, появилось: «критик». То есть человек, который просто подходит ко всему с критическим взглядом. Как испытатель самолетов, ради пользы выискивающий ошибки. У него нет желания унизить кого бы то ни было. Он критик.

— Когда и на каком ресурсе была написана первая колонка? Какова была реакция редактора?

— Колонок как таковых я не публиковал. В те «далекие» времена (2003 год, эпоха модемов на 56 Кб/с) не существовало ни социальных сетей, ни сегодняшних агрегаторов оценок. Имелось всего несколько сайтов, где можно было поделиться мнением. Там я и оставлял совсем короткие комментарии, в том числе и на Allcafe. И  в результате выбрал самый удобный ресурс, где были обширный каталог и форум для общения, где есть возможность узнать мнения интересных людей, где твоя оценка смотрится органичнее, чем в другом месте… Первый сохранившийся отзыв датирован 1 января 2004 года — эта дата и считается днем рождения персонажа «Борис».

Реакции редактора не было. Наверное, это мне и понравилось, это и заставило «зависнуть» на Allcafe на 11 лет. Впервые увидел Анастасию Алексеенко, главного редактора портала, только через пять лет, когда моей, уже оформленной, авторской колонке исполнилось два с половиной года. Ни разу мне не сказали: «не надо», «про рекламодателя лучше бы так не писать». Хороший ответ на все вопросы: «А почему я предан одному ресурсу?»

— Когда пришло понимание, что это не «минутная блажь», а дело всей жизни?

— К 2007 году примерно. Объем отзывов рос, появилось желание как-то логичнее их оформлять. Ведь мои разудалые многословные отчеты странно смотрятся в разделе отзывов обычных посетителей: и чего «этот» выступает? Так что, когда количество написанных отзывов достигло примерно восьмисот, я пришел к пониманию, что не могу разрываться на части, после чего простился с основным бизнесом. Просто я понял, что или рестораны остаются моим хобби, занимающим пару дней в неделю, или я должен думать только о ресторанах и еде, читать книги по истории кулинарии и не отвлекаться на все остальное. Именно тогда небезызвестный Яков Пак (автор «Книги о вкусном и полезном ресторанном маркетинге», — прим.ред.) подал мне идею работы «тайным покупателем»: писать отчеты для владельцев ресторанов.

— Кем вы были на тот момент по основной профессии? Насколько легко ваша профессия вас «отпустила»?

— В 1993 году я основал собственную фирму в сфере оптовой торговли. По профессии, которая обозначена в моем дипломе, я не работал ни дня: начало 1990-х, «время возможностей» — сразу так закрутило, что особого выбора, я так помню, передо мной не стояло. Было интересно, существовала перспектива роста в совершенно новой, не только для меня, но и для всей страны, сфере. И следующие пятнадцать лет я серьезно занимался бизнесом, дотошно разбираясь в вопросах торговли, посещая все отраслевые выставки, штудируя литературу, лично контролируя все деловые процессы. К началу 2008 года, до всей паники кризисной, мне удалось очень удачно выйти из бизнеса.


— Не могу не спросить про ваши эмоции и мысли по итогам премии WHERE TO EAT 2014. Были ли вы готовы к тому, что станете ее лауреатом? Что для вас означает эта награда?

SEMENOV_137

— Нет, готов не был. Номинация, в отличие от прошлого года, назвалась изначально «Ресторанный обозреватель». А я никогда не считал себя обозревателем. Голосовали представители пиар-служб — то есть люди, которым более всего на свете я порчу жизнь. Им надо представлять заведение в хорошем свете и, соответственно, купировать вред от критических статей. К тому же я никогда не принадлежал к «тусовке» ресторанных журналистов: не был ни на одном пресс-ланче, ни на одной пресс-конференции, ни где-либо еще. Дело не в необходимости сохранения инкогнито, это отдельная тема — можно ли критически оценивать ресторан, обнимаясь и выпивая с ресторатором, не стесняясь делая десятки селфи с поварами. Дело в том, что тяжело выбирать «несуществующего персонажа» — хороший он или плохой, он Шерлок Холмс или Бильбо Бэггинс. Сложно выбрать из списка человека, не входящего в списки, в рассылки приглашений.

Что касается итогов, вторая премия проведена на порядок лучше. Когда гораздо меньше вопросов к правилам и соблюдению этих правил, когда все понятно и прозрачно, тогда сразу и результаты, даже спорные, обретают устойчивость фундамента. Честно проведенные выборы, которым доверяют и к которым нет претензий, — именно это наделяет легитимностью выбранное лицо. А не то, насколько оно симпатично публике или насколько этот выбор устраивает «общество». Абсолютное большинство ошибок премии 2013 года учтено, и это легко проследить по социальным сетям: несравнимо меньше обсуждений и «несогласных».

Что касается самого приза — ваза хорошая. Но я не все цветы успел там подержать, пока орхидеи лучше всего смотрятся. Если серьезно, для полувиртуального персонажа любое офлайновое признание важнее, чем для других. Тем более, повторюсь, это награда от «противной стороны», признание уважения от оппонента. Надеюсь, конечно,  что будет и практическая польза: имея «звание», проще обосновывать свое мнение, проще искать помощь в проектах, даже проще идентифицировать себя. Открывать ногой дверь в кабинет губернатора, полагаю, мне теперь можно? С вазой?

— Главные открытия 2014 года в ресторанном мире Петербурга лично для вас.

— Скажу прямо: год самый скучный за последние 12 лет. Я даже не про «плохие открытия». Пять лучших новинок года, к сожалению, не «делают» рынок. Они его венчают, но есть остальные две сотни «попыток». И вот эти «попытки бизнеса» столь скучны, однообразны, несмелы, как будто все хватаются за старые проверенные схемы, в надежде хоть как-то гарантировать прибыль.

Начиная с середины 2013 года я получил возможность несколько десятков раз съездить в Москву, Хельсинки, Таллин, где посетил более ста двадцати лучших мест. Любовь к родному городу и его общепиту не стала меньше. Но вот угол зрения, «цвет очков» изменились серьезно. Надеюсь, я стал строже, требовательнее. Не к тому, как отглажены салфетки, — к идеям, к наполнению смыслом. Что делает общепит устойчивым бизнесом, а не упоминавшейся мной «попыткой». К таким можно отнести Duo Gastropab, Red. Steak & Wine, Le Boat, Tse Fung и другие открытия 2014 года.

— Ваш новый проект — работа на радио. Какова его миссия, сверхзадача?

— Мне это предлагали еще год назад — тот же главный редактор того же Business FM. Тогда я отказался, поскольку видел другие возможности роста. Я говорю о московских колонках (совершенно новый рынок, в десять раз больший по объему) и публикациях о ближайшей к Петербургу «загранице». Когда эти два проекта наладил, просто не оставалось иного выхода, кроме как согласиться: варианты приложения сил (учитывая особенности работы и мои принципы) крайне ограниченны. А тут — совершенно новая аудитория (и довольно большая) и новый жанр. И если совсем уж честно, года два не слушаю никакого другого радио. Как такое назвать? Совпадение идеологии? Или просто — наконец, «увидел себя» на этом месте.